Родительское собрание – важная форма общения между школой и родителями. Как сделать его наиболее полезным? В статье - основные советы по проведению эффективной встречи.
Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.
1.У родителей мало времени на разговор с преподавателем и они считают, что знают все о своем ребенке. Учитель должен составить план встречи заранее и сосредоточиться на основных проблемах. Также стоит быть пунктуальными: начинать и заканчивать собрание вовремя. В идеале собрание должно быть не больше 1-1,5 часов.
2. Учитель должен делить собрание на информационные блоки, каждый по своей теме и не сбиваться с проблемы на проблему, это распыляет внимание, после такого собрания родители уйдут, так ничего и не запомнив. Есть основные «части» разговора: вступительное слово, обсуждение успехов, эмоционального фона класса, выступления предметников, организационные моменты, личные беседы и т.д. Время между этими частями должно быть распределено заранее и регламентировано самим педагогом. Ответы на вопросы – после конца «официальной» части.
3. Если собрание проводят по какой-то одной теме/проблеме – эта тема должна быть актуальна и интересна всем участникам встречи. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
4. Для наглядности можно использовать ИКТ технологии. Презентацию или диаграмму, показывающую успехи класса - родители лучше воспримут информацию.
5. Не забывайте о комфорте. Помещение должно быть удобным – не собирайте родителей первоклашек в их же классе с низкими партами. Все участники должны сидеть на удобных местах, в хорошо проветриваемом и убранном помещении. Желательно рассадить их так, чтобы они могли хорошо видеть друг друга.
6. Готовьтесь к собранию заранее – делайте объявления и просите учеников донести это до родителей. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения.
7. Всю личную информацию и ответы на конкретные вопросы оставлять на время после собрания. Остальным это не интересно и они сочтут, что вы зря тратите их время, обсуждая какого-то там чужого Васю. На основной части о плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей. Не превращайте выступление на родительском собрании в диалог. Всегда найдётся человек, чем-либо недовольный. Постарайтесь отнестись к этому спокойно. Отметьте, что Вы понимаете важность поднятого им вопроса и предложите обсудить его в индивидуальном порядке.
8. Вовлекайте родителей в обсуждение. Помните о роли родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.
9. Педагог не должен забывать об этике. Поблагодарите родителей за то, что они уделили вам свое время, обращаться к ним лучше по имени отчеству. Учителю хорошо бы иметь лист-распечатку со всеми именами, чтоб общение было более приятно. Не стоит говорить в приказном, высокомерном тоне. Спокойствие и добродушие – лучшие помощники в этом разговоре. Родители должны понимать, что вы их друг. Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. Не говорите слишком быстро. Скороговорка очень тяжело воспринимается и быстро утомляет. Кроме того, Вам будет сложно выделить главное и сделать логические ударения в предложении.
10. Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон. С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.
Успешная коммуникация с родителями – важная часть процесса обучения. По статистике, половину конфликтов с родителями можно было предотвратить, просто уделив время их проблеме на собрании.
Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.
1.У родителей мало времени на разговор с преподавателем и они считают, что знают все о своем ребенке. Учитель должен составить план встречи заранее и сосредоточиться на основных проблемах. Также стоит быть пунктуальными: начинать и заканчивать собрание вовремя. В идеале собрание должно быть не больше 1-1,5 часов.
2. Учитель должен делить собрание на информационные блоки, каждый по своей теме и не сбиваться с проблемы на проблему, это распыляет внимание, после такого собрания родители уйдут, так ничего и не запомнив. Есть основные «части» разговора: вступительное слово, обсуждение успехов, эмоционального фона класса, выступления предметников, организационные моменты, личные беседы и т.д. Время между этими частями должно быть распределено заранее и регламентировано самим педагогом. Ответы на вопросы – после конца «официальной» части.
3. Если собрание проводят по какой-то одной теме/проблеме – эта тема должна быть актуальна и интересна всем участникам встречи. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
4. Для наглядности можно использовать ИКТ технологии. Презентацию или диаграмму, показывающую успехи класса - родители лучше воспримут информацию.
5. Не забывайте о комфорте. Помещение должно быть удобным – не собирайте родителей первоклашек в их же классе с низкими партами. Все участники должны сидеть на удобных местах, в хорошо проветриваемом и убранном помещении. Желательно рассадить их так, чтобы они могли хорошо видеть друг друга.
6. Готовьтесь к собранию заранее – делайте объявления и просите учеников донести это до родителей. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения.
7. Всю личную информацию и ответы на конкретные вопросы оставлять на время после собрания. Остальным это не интересно и они сочтут, что вы зря тратите их время, обсуждая какого-то там чужого Васю. На основной части о плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей. Не превращайте выступление на родительском собрании в диалог. Всегда найдётся человек, чем-либо недовольный. Постарайтесь отнестись к этому спокойно. Отметьте, что Вы понимаете важность поднятого им вопроса и предложите обсудить его в индивидуальном порядке.
8. Вовлекайте родителей в обсуждение. Помните о роли родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.
9. Педагог не должен забывать об этике. Поблагодарите родителей за то, что они уделили вам свое время, обращаться к ним лучше по имени отчеству. Учителю хорошо бы иметь лист-распечатку со всеми именами, чтоб общение было более приятно. Не стоит говорить в приказном, высокомерном тоне. Спокойствие и добродушие – лучшие помощники в этом разговоре. Родители должны понимать, что вы их друг. Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. Не говорите слишком быстро. Скороговорка очень тяжело воспринимается и быстро утомляет. Кроме того, Вам будет сложно выделить главное и сделать логические ударения в предложении.
10. Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон. С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.
Успешная коммуникация с родителями – важная часть процесса обучения. По статистике, половину конфликтов с родителями можно было предотвратить, просто уделив время их проблеме на собрании.
Информация на сайте Интернет-портал руководителей образовательных организаций "Управление образованием": http://upr-school.ru/shkoly/10_sovetov_dlya_provedeniya_roditel_skogo_sobraniya/
Комментариев нет:
Отправить комментарий