Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
1. Развитие социальных институтов воспитания
Уважаемые коллеги, следующие 10 лет нашей профессиональной деятельности будут проходить под знаменем новой Стратегии развития воспитания... Предлагаем всем ознакомиться с документом (расположен выше). И обратить особое внимание на тезисы (расположены ниже), в которых - наши стратегические задачи, приоритеты, направления и, соответственно - деятельность. Вы можете к августу подготовить свои программы внеурочной деятельности в духе Стратегии, которые будут приветствоваться и поддерживаться.
Обращаем Ваше внимание, синим цветом выделены направления нашей работы, как мы видим возможность реализации Стратегии...
- Система духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, - человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
- Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:
- создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; привлечение библиотек, учреждений спорта, досуга, культуры, здравоохранения и др.
- обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; информационно-разъяснительная работа с родителями по их правам, обязанностям, льготам и др.
- повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; введение портфолио достижений объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности, введение мониторинга эффективности классного руководства,
- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; научно-методические семинары для классных руководителей, учителей-предметников по вопросам развития воспитательного потенциала урока, внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности; стимулирующие выплаты классному руководителю только за достижения учащегося и класса
- повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; дистанционное обучение детей-инвалидов, развитие сферы социально-педагогического сопровождения, введение такого направления сопровождения как медиация
- обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей. "круглые столы", семинары-практикумы, Дни открытых дверей для родителей
Приоритетами государственной политики в области воспитания
являются:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; Программа воспитания школы
- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; ОРКиСЭ, Пасхальный фестиваль, история России и др.
- поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
- поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; взаимодействие с учреждениями Минкультуры и др.
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; МО филология
- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания; социально-психолого-педагогическая служба
- формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; развитие копинг-профилактики
- признание определяющей роли семьи и соблюдение прав родителей и кооперация, сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Основные направления развития воспитания - это
развитие социальных институтов воспитания и обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает:
3, Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
4. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
- содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
- повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
- возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
- расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
- поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
- полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
- содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
- создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
- знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
3, Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
- создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания и социализации детей; реализация проекта "дистанционное обучение детей-инвалидов", организация участия детей в дистанционных олимпиадах, конкурсах
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; создание и развитие страницы в блоге "Яркая жизнь" - методические материалы в помощь классному руководителю, педагогу дополнительного образования, учителю-предметнику
- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; ведение сайта и персональных интернет-представительств педагогов, популяризирующих достижения педагогов, родителей и учащихся в области воспитания
- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; информационно-разъяснительная работа с родителями по вопросам интернет-безопасности по типу "круглого стола" "Современные дети: цифровой серфинг с рождения?!"
- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию. контент-фильтры, проверка литературы в школьной библиотеке, информационно-разъяснительная работа с родителями учащихся
4. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
- улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; взаимодействие "Перспектива", "Компас", "ЧелГУ" и др.
- поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; ШУС, участие школьников в деятельности Совета школы
- поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
- привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; "Акция 100 добрых дел", "По зову души", "Легкоатлетический кросс", "Зимняя лыжня" и др.
- расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей. ? возможно - привлечение внебюджетных средств
Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки
и на основе отечественных традиций распространяется на:
- Гражданское воспитание включает:
- создание условий для воспитания у детей активной
гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма,
дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы,
в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов
коллективизма и социальной солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых
установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- разработку и реализацию программ воспитания, способствующих
правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей
мигрантов.
- Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
- создание системы комплексного методического сопровождения
деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании
подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою
Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее
России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том
числе военно-патриотического воспитания;
- повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов,
обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку
собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
- развитие у подрастающего поколения уважения к таким
символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского
познавательного туризма.
- Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в
том числе способности к сознательному выбору добра; Уроки добра, программы первичной профилактики отрицательной зависимости "ЛадьЯ", "Живая вода"
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения
к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; толерантность, страница в блоге МИП "Мы разные, но каждый из нас - нужен..." и блоге заместителей директора по УР "Дистанционное обучение детей-инвалидов"
- расширения сотрудничества между государством и обществом,
общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного
воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных
ориентиров и планов; стремление к достижению успеха - копинг-ресурс личности
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в
различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных. модель копинг-профилактики
- Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
- эффективное использование уникального российского
культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного,
театрального и кинематографического;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к
культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации; Фестиваль национальных культур
- увеличение доступности детской литературы для семей,
приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной
культуры для детей; социально-досуговая программа "Я - челябинец"
- развитие музейной и театральной педагогики; ПДО - руководитель музея, ПДО - руководитель театрального объединения
- поддержку мер по созданию и распространению произведений
искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на
популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; конкурсное движение, День матери, День защитников Отечества, День отца и др.
- создание и поддержку производства художественных,
документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных
на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
- повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе
образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в
том числе с использованием информационных технологий; создание читального зала с медиа-аппаратурой
- создание условий для сохранения, поддержки и развития
этнических культурных традиций и народного творчества. экспозиции в музее
- Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
- содействие повышению привлекательности науки для
подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; развитие движения НОУ
- создание условий для получения детьми достоверной
информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об
устройстве мира и общества. научные журналы и подборка фильмов/мультфильмов, наличие ссылок на образовательные интернет-ресурсы
- Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного
отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к
активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом,
развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и
спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития
спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности,
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других
вредных привычек; МИП
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а
также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического
совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в
соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для
профилактики асоциального поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных
мероприятий и привлечение к участию в них детей.
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
- воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; награждение педагогов на школьном празднике
- формирования у детей умений и навыков самообслуживания,
потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения
к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей; проведение награждения за работу в летнем трудовом отряде
- развития навыков совместной работы, умения работать
самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и
последствия своих действий; развитие системы дежурства, шефства, вожатых
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения
детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. наличие ссылок на образовательные интернет-ресурсы по профессиональному самоопределению
- Экологическое воспитание включает:
- развитие у детей и их родителей экологической культуры,
бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; участие в городском экологическом марафоне
- воспитание чувства ответственности за состояние природных
ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения
к действиям, приносящим вред экологии. работа на пришкольном участке, реализация проекта "Цветущий город"
Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
- укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах
воспитания детей;
- повышение престижа семьи, отцовства и материнства,
сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
- создание атмосферы уважения к родителям и родительскому
вкладу в воспитание детей;
- развитие общественно-государственной системы воспитания,
основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации
усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой
инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
- повышение роли системы общего и дополнительного образования
в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций
сферы физической культуры и спорта, культуры;
- повышение общественного авторитета и статуса педагогических
и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей; награждение педагогов "Самый классный "классный"
- укрепление и развитие кадрового потенциала системы
воспитания;
- доступность для всех категорий детей возможностей для
удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в
разных видах деятельности независимо от места проживания, материального
положения семьи и состояния здоровья;
- создание условий для поддержки детской одаренности,
развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в
том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и
муниципальных целевых программ;
- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения
как нормы, развитие эмпатии; копинг-ресурс личности
- снижение уровня негативных социальных явлений;
- развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и
родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
- повышение качества научных исследований в области
воспитания детей;
- повышение уровня информационной безопасности детей;
- снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны
детей;
- формирование системы мониторинга показателей, отражающих
эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий