пятница, 5 июня 2015 г.

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Уважаемые коллеги, следующие 10 лет нашей профессиональной деятельности будут проходить под знаменем новой Стратегии развития воспитания...  Предлагаем всем ознакомиться с документом (расположен выше). И обратить особое внимание на тезисы (расположены ниже), в которых - наши стратегические задачи, приоритеты, направления и, соответственно - деятельность. Вы можете к августу подготовить свои программы внеурочной деятельности в духе Стратегии, которые будут приветствоваться и поддерживаться.
Обращаем Ваше внимание, синим цветом выделены направления нашей работы, как мы видим возможность реализации Стратегии...
  • Система духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, - человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

  • Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач: 
  • создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; привлечение библиотек, учреждений спорта, досуга, культуры, здравоохранения и др. 
  • обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; информационно-разъяснительная работа с родителями по их правам, обязанностям, льготам и др. 
  • повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; введение портфолио достижений объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности, введение мониторинга эффективности классного руководства, 
  • создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; научно-методические семинары для классных руководителей, учителей-предметников по вопросам развития воспитательного потенциала урока, внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности; стимулирующие выплаты классному руководителю только за достижения учащегося и класса
  • повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; дистанционное обучение детей-инвалидов, развитие сферы социально-педагогического сопровождения, введение такого направления сопровождения как медиация
  • обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей. "круглые столы", семинары-практикумы, Дни открытых дверей для родителей
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
  • создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; Программа воспитания школы
  • формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; ОРКиСЭ, Пасхальный фестиваль, история России и др.
  • поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
  • поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; взаимодействие с учреждениями Минкультуры и др.
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; МО филология
  • обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания; социально-психолого-педагогическая служба
  • формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; развитие копинг-профилактики
  • признание определяющей роли семьи и соблюдение прав родителей и кооперация, сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

Основные направления развития воспитания - это 
развитие социальных институтов воспитания и обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает:
  • содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; 
  • повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; 
  • содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; 
  • популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; 
  • возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий; 
  • создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
  • расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
  • поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ; 
  • создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания. 
2. Развитие воспитания в системе образования предполагает:
  • обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; 
  • полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей; 
  • содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; 
  • развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей
  • использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; 
  • совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; 
  • развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; 
  • создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации; 
  • знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры. 

3, Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
  • создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания и социализации детей; реализация проекта "дистанционное обучение детей-инвалидов", организация участия детей в дистанционных олимпиадах, конкурсах
  • информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; создание и развитие страницы в блоге "Яркая жизнь" - методические материалы в помощь классному руководителю, педагогу дополнительного образования, учителю-предметнику
  • содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; ведение сайта и персональных интернет-представительств педагогов, популяризирующих достижения педагогов, родителей и учащихся в области воспитания
  • воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; информационно-разъяснительная работа с родителями по вопросам интернет-безопасности по типу "круглого стола" "Современные дети: цифровой серфинг с рождения?!"
  • обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию. контент-фильтры, проверка литературы в школьной библиотеке, информационно-разъяснительная работа с родителями учащихся

4. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
  • улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; взаимодействие "Перспектива", "Компас", "ЧелГУ" и др.
  • поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; ШУС, участие школьников в деятельности Совета школы
  • поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; 
  • привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; "Акция 100 добрых дел", "По зову души", "Легкоатлетический кросс", "Зимняя лыжня" и др.
  • расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей. ? возможно - привлечение внебюджетных средств
Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций распространяется на:
  • Гражданское воспитание включает:

- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
  • Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

- создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
  • Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; Уроки добра, программы первичной профилактики отрицательной зависимости "ЛадьЯ", "Живая вода"
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; толерантность, страница в блоге МИП "Мы разные, но каждый из нас - нужен..." и блоге заместителей директора по УР "Дистанционное обучение детей-инвалидов"
- расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; стремление к достижению успеха - копинг-ресурс личности
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. модель копинг-профилактики
  • Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

- эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; Фестиваль национальных культур
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; социально-досуговая программа "Я - челябинец"
- развитие музейной и театральной педагогики; ПДО - руководитель музея, ПДО - руководитель театрального объединения
- поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; конкурсное движение, День матери, День защитников Отечества, День отца и др.
- создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
- повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание читального зала с медиа-аппаратурой
- создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. экспозиции в музее
  • Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; развитие движения НОУ
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. научные журналы и подборка фильмов/мультфильмов, наличие ссылок на образовательные интернет-ресурсы
  • Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; МИП
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

- воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; награждение педагогов на школьном празднике
- формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; проведение награждения за работу в летнем трудовом отряде
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; развитие системы дежурства, шефства, вожатых
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. наличие ссылок на образовательные интернет-ресурсы по профессиональному самоопределению
  • Экологическое воспитание включает:

- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; участие в городском экологическом марафоне
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. работа на пришкольном участке, реализация проекта "Цветущий город"

Ожидаемые результаты 
Реализация Стратегии обеспечит:
- укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
- повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
- создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
- развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
- повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
- повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей; награждение педагогов "Самый классный "классный"
- укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
- доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
- создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии; копинг-ресурс личности
- снижение уровня негативных социальных явлений;
- развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
- повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
- повышение уровня информационной безопасности детей;
- снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
- формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий